Информационно-коммуникационная компетентность педагога как фактор формирования медиаграмотности учащихся.

В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам средств массовой информации и коммуникации. В связи с этим существенно возрастает значение подготовленности школьников к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания. Причем, как показывает практика, повсеместная информатизация общественной жизни является не только источником […]

В числе приоритетных, основополагающих целей народного образования является воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Это означает, что сегодня социальная и гражданская активность субъекта не может быть полноценно реализована без определенного уровня развитости его информационной культуры, соответствующей современным технологическим, экономическим и социально культурным требованиям.

         Усложнение и расширение глобальной медиасреды усиливает не только позитивное, но и негативное влияние медийной информации на людей, особенно молодежи, которая неосознанно потребляет огромные объёмы информации, зачастую не подвергая её критическому осмыслению.

   Медиаобразование как направление в педагогике связано с познанием закономерностей массовой коммуникации, развитием культуры общения с медиа, коммуникативных способностей, критического мышления, обучением различным формам самовыражения при помощи технических средств. На современном этапе особое внимание уделяется развитию способностей личности к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке её содержания, систематизации полученных сведений и нахождению им практического применения.

Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни человека постоянно возрастают. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека знания современных технических устройств передачи информации и умения с ними работать, владения определенным уровнем критического мышления, творческих способностей и т.д. Чрезвычайно ценной оказывается способность ориентироваться в личном информационном поле и, в целом, в существующем медиамире.

Информатизация образования затрагивает все направления учебно-воспитательной деятельности и предполагает пересмотр традиционно сложившихся систем, содержания и методов обучения с учетом использования различных медиасредств в образовательном процессе; ставит новые цели и задачи, изменяет требования к компетентности педагога и учащихся. И так,

         Современный педагог должен:

– раскрыть роль информационных технологий в современном обществе, их значимость для современной системы образования, направления их применения в сфере обучения;

– показать значение информатизации и компьютеризации в общем образовании молодежи и их роль в будущей профессиональной подготовке,

– освоить технологию профессионального использования кабинета информатики и отдельного компьютера для предъявления компьютерных обучающих программ на уроках,

– изучить программно-педагогические средства по учебным предметам, овладеть методикой их использования на уроках,

– повысить общую культуру учащихся, научить их практическим навыкам использования информационных технологий, что позволит им стать полноценными членами уже зарождающегося информационного сообщества будущего.

К знаниям, умениям и навыкам учителя, необходимым при развитии медиа компетентности учащихся предъявляются следующие требования:

– владеть компьютерной и ИКТ грамотностью;

– использовать современные инновационные тенденции в образовании, владеть основными методическими приемами и средствами, различными подходами к педагогической деятельности;

– владеть основами работы на компьютере и в глобальной сети Интернет, в программах текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов;

– знать возрастные закономерности психического развития ребенка и особенности их проявления в учебном процессе, способы психологического и педагогического изучения учащегося;

– знать особенности современного этапа развития образования в стране и мире, сущность и структуру обучающего и воспитательного процессов в системе народного образования;

– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся, проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения;

– готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, к работе с компьютером как средством управления информацией;

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

– способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;

– готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

– способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

– готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

В результате ученик должен:

  • Знать:

– о роли информационных технологий в современном обществе и в их жизни;

– об используемых в информационных технологиях обучения инструментальных программных средствах, их возможностях и сферах применения;

– основные направления использования компьютерных технологий в образовании, этапы развития дидактической компьютерной среды;

– понятие и сущность компьютерных методических материалов, их значимость по видам использования  на уроках;

– психолого-педагогические требования и дидактические особенности, использования способов обучения с использованием компьютерных обучающих программ и мультимедийных приложений.

  • Уметь:

– правильно использовать возможности электронных сетей и ИКТ (изучение нового учебного материала, выполнение виртуальных лабораторных  работ, обучение иностранных языков и т.д.);

– понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;

– выявить возможности, предоставляемые компьютером и электронными сетями, для создания обратной связи между учителем и учениками, друзьями, родителями и т.д.

  • Владеть:

– навыками использования компьютерной техники и современных средств информационных технологий в процессе обучения и саморазвития;

– основными тенденциями использования информационных технологий в образовательной области и жизни;

– навыками использования современных мультимедийных средств обучения и компьютерных дидактических материалов;

– навыками получения необходимой информации в дистанционном режиме, осуществлять поиск в глобальной сети. При этом осознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности.

На сегодняшний день возникло потребность педагогической практики в создание педагогических условий формирования и развития медиаграмотности и медиа компетентности как «индикаторов» информационной культуры личности. Организационные формы и условия реализации педагогического потенциала и возможностей медиаобразования как средства формирования и развития творческой, самостоятельной и критически мыслящей личности, как ключевого субъекта гражданского общества в условиях глобализации.

МехринисоПардаева-Республиканский Центр
образования, заместитель директора.
Акмалжон Пардаев-Центр развития мультимедийных
общеобразовательных программ, главный специалист.

No comments yet.

Fikr qoldirish