РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ, С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.

Правовое образование – это определяющий фактор формирования стойкой гражданской позиции каждого молодого человека и его правовой культуры. В этой связи особую значимость приобретают приемы и способы правового обучения и правового воспитания – компонентов целостной системы правового образования, как всего населения, так и отдельных социальных групп. Но в практике образования мы сталкиваемся с рядом противоречий.

С одной стороны, между знанием и осознанием значимости и ценности правовых норм, а с другой – между их интерпретацией и применением для решения конкретных проблем и ситуаций.

Процессы демократизации общественной жизни в нашей стране актуализируют повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех граждан нашей страны. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от компетентности использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.

Были приняты ряд нормативно-правовых документов по формированию и развитию правовой грамотности и культуры населения Узбекистана. 29 августа 1997 года в Республики Узбекистан были приняты “Закон об образовании”, Национальная программа “О подготовке кадров” и Национальная программа “О повышение правовой культуры в обществе”.Каждый из них нес в себе основы обеспечения всех прав каждого на получения качественного образования, саморазвития и выбора профессии, реализации своих возможностей как специалист и полноценный член общества. Статья 4, Закона об образовании гласит, “…каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расового, национального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан”.

Формирование и повышение правовой компетентности молодежи в Узбекистане выполняется по этапно и начинается в семье, так как семья является основной ячейкой общества и основой в формировании личности ребенка и превращении его во всесторонне развитую духовную личность. Исходя из поставленных обществом целей и задач, семья занимает особое место в формировании и развитии правового воспитания и образования.

В системе образования Государственные стандарты, учебные программы и учебники по общеобразовательным предметам вклячают в себя самые важные моменты формирования правовых знаний и навыков у учащихся. В детских дошкольных образовательных учреждениях правовое образование и воспитание прививается во время ежедневных игр и занятий.

В начальных классах средних общеобразовательных школ правовое воспитание производится исходя из возрастных особенностей учащихся, вводятся такие понятия как закон, долг, обязанность и другие нравственно – правовые понятия, составляющие основу воспитания ребенка. В старших классах содержание правового воспитания усложняется на примерах из повседневной жизни, взаимных отношений государства и личности, вводятся темы о личной самостоятельности, ответственности и обязанностях. При этом ставится задача проведение профилактических мер по предупреждению негативного поведения и правонарушения среди учащихся.

Непрерывное формирование и повышение правовой культуры школьников выполняется в интеграции при изузучении ряда предметов. В начальных классах в составе предметов Азбука Конституции, Одобнома, Чтение, Окружающий мир, Пиродоведение. В старших классах в предметах Путешествие в мир Конституции, История, Чувство Родины, Литетатура, Природоведение, Ботаника, Биология, География и др. А также, в 8-9 классах Основы государства и права, Основы Конституционного права, Основы духовности и идеи национальной независимости.

Школьные библиотеки Республики Узбекистан обеспечены социально-правовой литературой. Таких как, комплект плакатов “Основной наш закон”, “Основы конституционного права”, “Идеи национальной независимости”, “Права дошколят”(альбом раскраска),“Наши права”(дополнительное учебное пособие для начальных классов), “Паспорт молодого гражданина”, “Права и обязанности несовершенно летних граждан”, “Конституция основа общества”(методические рекомендации), памятки и буклеты для молодых граждан “Твои права и обязанности в Конституции Узбекистан” и др.

Разумеется, современное общество предъявляет новые требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести ребёнок в школе.

Общенациональная программа развития школьного образования, план развития Сектора образования Узбекистана на 2013-2017 годы, планы исследования ЮНИСЕФ, программы по развитию среднего специального, профессионального образования, наряду с укрепление материально-технической базы были направлены:

  • на модернизацию содержания образования (разработка государственных образовательных стандартов, совершенствование учебных программ и создание учебников нового поколения);
  • на повышение кадрового потенциала (пересмотр системы повышения квалификации педагогических кадров, внедрение инновационных технологий, форм и методов преподавания и обучения).

Реализация целей обеспечивает развитие образовательной системы по решению ключевых проблем обеспечения качества образования на основе выявленных тенденций и особенностей функционирования образовательных учреждений, а также потенциальных возможностей педагогического сообщества и социума. При этом необходимо учитывать мировые стандарты и требования.

В целях эффективного выполнения задач ПК-1875 постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах усовершенствования системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года были разработаны и внедрены Государственные образовательные стандарты и учебные программы по иностранным языкам на основании «Общеевропейских компетенций» (CEFR).

И этот положительный опыт начал показывать результативности педагогических процессов, повышения качества обучения и появилось потребность усовершенствования Государственных образовательных стандартов и учебных программ, основанных компетентностному подходу по всем общеобразовательным предметам.

В план приоритетных задач министерства Народного образования на 2015-2019 годы включены задачи по внедрению новых Государственных образовательных стандартов основанных компетентностному подходу, что является необходимым условием модернизации содержания образования и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами. Новые стандарты будут содержать основные требования к формированию ключевых и предметных компетенций у учащихся. На сегодняшний день идет апробация проектов этих стандартов и определены несколько ключевых компетенций, таких как:

  • коммуникативные компетенции;
  • информационные компетенции;
  • компетенции саморазвития как личность;
  • общекультурные компетенции;
  • активной гражданской компетенции;
  • компетенции математической грамотности, знания и умения применять инноваций науки и техники.

Естественно формированию и развитию ключевых компетенций непосредственно способствуют предметные компетенции. В частности, при повышении правовой грамотности школьников необходимо формировать предметные компетенции “Основы государства и права”:

  • Умение применять правовые знания на практике;
  • Умение работать информацией, правовой и нормативной документацией;
  • Социально активное гражданство;
  • Иметь правовую культуру;
  • Развитие теоритических знаний правового образования и обучение;
  • Умение использовать информационные технологии.

Рассуждая о компетенции и компетентности учеников, мы в той или иной степени имеем в виду результаты образовательной системы. А правовое образование в своей качественной характеристике – это не только процесс или система, но еще и результат присвоения личностью всех тех ценностей, которые рождаются в процессе образовательной деятельности, и которые так важны для интеллектуального, нравственного, социального, экономического состояния как самой личности, так государства, общества, всей цивилизации в целом. И этот результат присвоения знаний школьниками и будет, на мой взгляд, определять их компетентность, которая даёт все жизненные шансы становления гармонично развитым, знающим своих прав и обязанностей, быть конкурентоспособным и готовым внести свой вклад в развитии Родины и мира.

Литература 

  1. Закон Республики Узбекистан “Об образовании”. 29 августа 1997 г.
  2. Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества-главный приоритет: Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 28 января 2010 года.-Т, 2010.
  3. План развития сектора образования Узбекистана на 2013-2017 гг.
  4. План приоритетных задач министерства Народного образования на 2015-2019 гг.
  5. Андриянова В. И., Стратегия формирования у обучаемых способностей и самовыражения и самореализации. Изд. “Fan va texnologiya” 2014 г.
  6. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика.-2007.-№6(12).
  7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. №- 5.
  8. Образование для всех 2000-2015 гг: достижения и вызовы. Издательство ЮНЕСКО 2015 г.

 

Пардаева Мехринисо Донияровна- заместитель директора Республиканского Центра образования Министерство Народного Образования Республики Узбекистан.

No comments yet.

Fikr qoldirish