СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Профессиональная деятельность учителя современной общеобразовательной школы сложна и многогранна. Учитель выполняет функции воспитателя подрастающих поколений, организует учебную и внеучебную деятельность учащихся. Как воспитатель наряду с глубокими знаниями учебного предмета, учителю необходимы технические и технологические знания, знания психолого-педагогических особенностей учащихся разных возрастных групп, закономерностей и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания.

Формирование личности в младшем школьном возрасте является важным фактором и этапом становления личности в целом. Ситуация развития личности, ведущие потребности этого возраста связано с эмоциональным состоянием обучаемых. Личностно-ориентированный подход со стороны учителя является необходимым аспектом в организации образовательного и воспитательного процесса в начальном образовании.

 Задачи учителя – закрепить положительное отношение к учению и школе, сохранить творческое отношение к миру и исследовательское начало в личности. Новообразования этого возраста, развитие мотивации достижения успехов. Усвоение правил и норм общения. Развитие ключевых и предметных компетенций с применением эффективных методов обучения, инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Главная цель внедрения ИКТ – появление новых форм и видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных предметов, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет

-организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-личностно-ориентированному подходу к ученику;

-усилить образовательные эффекты;

-повысить качество усвоения материала;

-осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-владевать практическими способами работы с информацией;

-перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

      Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым, поэтому современный учитель начальных классов должен быть «ИКТ» – компетентен:

-владеть основными инструментами пользователя компьютера;

-мультимедийными информационными источниками;

-компетенциями и инструментами коммуникации;

-ИКТ – средствами.

Информационно-компьютерная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение в начальной школе – это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Использование эффективных методов обучения и ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные, информационные и другие компетенции, приобщает учащихся к достижениям науки, техники и общества.

 Варианты применения в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными: использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей – нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе.

А, важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, то есть, быть компетентным.

 

Пардаева Мехринисо Донияровна-Республиканский центр образования
МНО РУз, заместитель директора.

Пардаев Акмалжон АсадуллаевичРеспубликанский центр мультимедии развития общеобразовательных программ при МНО РУз, главный специалист.

No comments yet.

Fikr qoldirish