СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАРЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – усовершенствование образовательных стандартов и учебных программ общего среднего образования как условия социального развития; – формирование механизмов оценки и мониторинга качества и востребованности образовательных услуг, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с современными требованиями, основанной на компетенциях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки профессиональных кадров.

         Внедрение новых Государственных образовательных стандартов и учебных программ основанных компетентностному подходу, применением эффективных методов и технологий формирования компетенций в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Для повышения эффективности школьного образования учебно-воспитательный процесс следует организовывать с учетом тех изменений, которые имеют место в мире, окружающем современного человека.

Сегодня наиболее значительные изменения происходят в информационной области. Практически все школьники имеют доступ к телевидению, видео, большинство детей общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации глобальной сети, газеты, журналы, книги, телепередачи, видео- и звукозаписи и др., ребенок оказывается под “ударом” множества информационных потоков. Воздействие этих потоков на молодого человека ни родителями, ни учителями, как правило, не возможно полностью контролировать. Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место.

Следует отметить, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного “взрыва”, информационных технологий, возрастания роли информации как экономической категории в контексте школьного образования, а также подготовка выпускника школы к интеграции в мировое информационное пространство в большей степени задача учителей. Таким образом, школьное медиаобразование, интегрированное в общеобразовательные предметы, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении школьных предметов.

«Медиаобразование — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, интернет, радио, кино, видео и др.)

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на человека, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств». Исходя из этого, новые образовательные стандарты и учебные программы среднего общего образования основанных компетентностному подходу решают задачи обеспечения обязательного минимума нормативных знаний и умений, формирования ключевых (коммуникативных, информационных, саморазвития личности, активной гражданской позиции, общекультурной и математической грамотности, умение применять достижения науки и техники) и предметных компетенций, воспитания гармоничной личности. Поэтому целесообразно, наряду с достижением образовательных целей в обучении предметов, обеспечивать достижение медиаобразовательных целей, развивать устойчивость личности.

Приведем основные компоненты информационной компетенции, непосредственно связанных с медиаобразованием:

умение пользоваться существующими источниками информации (интернет, тв, радио, аудио-видео записи, телефон, компьютер, электрон ная почта и др.);

поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача в медапространстве, обеспечение информационной безопастности и соблюдение медиакультуры;

умение создавать базу данных, выборка и анализ основных значений;

умение работать информацией и документацией встречающийся в повседневной деятельности (открытки, заполнение анкет, регистрационных бланков , рюземе и т.д).

Эффективное использование информационных технологий в обучении также направлено на быстрое и качественное достижение образовательных целей. На уроках используются технические средства обучения, с помощью которых учащимся предъявляется информация на различных носителях. Такие информационные продукты условимся называть «медиаресурсами», которые предполагают использование аппаратной техники (персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видео и аудио аппараты и т.п.). С учетом перечисленного распространены следующие виды медиаресурсов: учебные фильмы, видеоуроки, виртуальные лабораторные работы, программы-тренежеры, электронные учебники, записи на компакт-дисках (CD-ROM-энциклопедии, фильмы на CD и т.п.), компьютерные продукты (презентации, обучающие программы). Кроме того, широко используется новый тип медиаресурсов – Интернет-ресурсы (работа с информацией в режиме on-line). Если строго следовать положениям теории массовой коммуникации, то в этот список надо было бы добавить и печатную продукцию – книги, брошюры, газеты, журналы. Однако в традициях педагогики данный вид продукции выделяют отдельно и к медиаресурсам не относят. Итак, медиаресурсы можно использовать:

– при изложении нового материала – визуализация знаний (презентации, учебные фильмы, видеоуроки и т.п);

– проведение практических работ с использованием обучающих программ, виртуальных лабораторных работ и т.п;

– закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы, лабораторные и практические работы)

– система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы, тестовые оболочки);

– самостоятельная работа учащихся (обучающие программы и т.п.)

И так, особая роль для развития личности в современных условиях отводится инновационным технологиям. Переход к новому содержанию образования трудно представить без возможностей, которые предоставляют информационные технологии. Национальная образовательная информационная среда нашей страны, содержит в себе большое количество сайтов, каждый из которых, по сути, является источником и средством обеспечения обучаемых и обучающих учебно-методическими медиаресурсами, а некоторые из них – средствами массовой коммуникации. Например, eduportal.uz, Ziyonet.uz, uzedu.uz, rtm.uz, multimedia.uz, kitob.uz…   Все это позволяет знакомить школьников с медиасферой и эффективно решать задачи образования, используя возможности информационно-коммуникационных технологий.

В новых условиях изменяются содержание, методы и организационные формы обучения. Освоение и эффективное использование мультимедийных технологий как средства повышения качества образования и воспитания гармонично развитого поколения в целом становится актуальной задачей образования.

Пардаева Мехринисо Донияровна-Республиканский центр образования
МНО РУз, заместитель директора.

Пардаев Акмалжон АсадуллаевичРеспубликанский центр мультимедии развития общеобразовательных программ при МНО РУз, главный специалист.

No comments yet.

Fikr qoldirish